Воспитательно-учебный процесс

Главная
О саде №811 » Учебный процесс » Воспитательно-учебный процесс

  Воспитательно-образовательный процесс в детском саду.

Воспитательно-образовательный процесс осуществляется по основным содержательным линиям воспитания, обучения и развития, представленных в базисной программе развития ребёнка-дошкольника «Истоки» под редакцией Парамоновой Л.А., Алиевой Т.И.Ю А.Н.Давидчук с интеграцией парциальных учебных образовательных программ по отдельным линиям развития и воспитания, педагогических технологий с методическим обеспечением:

Комплексная программа:

 

Истоки. Парамонова Л.А., Алиева Т.И., Давидчук А.Н. и др. – М.: Карапуз, 1997.

                                    Парциальные программы и технологии: 

 

Название программы и технологии

 

Линии развития

Математика в детском саду. Новикова В.П. – М., 2000, 2001.

 

 

 

Познавательное развитие

Обучение дошкольников грамоте. Дидактические материалы в четырех книгах. Дурова Н.В., Невская Л.Н.

Н.А.Рыжова.Экологическое образование в детском саду.М.,2001.

Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду (О.С.Ушакова)

Речь и речевое общение детей. Арушанова А.Г. М.: Мозаика – Синтез, 1999.

Детское творчество и конструирование (Л.А.Парамонова)

 

 

Под ред. Л.Парамоновой Развивающие занятия с детьми 2-3 лет, 3-4лет, 5-6 лет, 6-7 лет.

 

Этика и этикет (К.Ю.Белая)

Социальное развитие

Азбука общения. Программа развития личности ребенка, навыков его общения со сверстниками (Л.М. Шипицина, О.В.Защиринская, А.П.Воронова Т.А.Нилова).

Открой себя (С.В. Рылеева)

Я – человек. С.А. Козлова. – М.: МГПУ, 1997.

Двигательная активность ребенка в детском саду. М.А. Рунова. – М.: Мозаика–Синтез, 2000

 

 

Физическое развитие

Физкультура с 3 до 17 лет. В.П. Щербаков. М.:

 Здравствуй. М.Л. Лазарев. М.: Мнемозина, 2002.

Расту здоровым. В.Н.Зимонина, М., 1997.

В мире музыкальной драматургии

 

 

 

 

Эстетическое развитие

Гармония. Программа музыкального развития детей. Тарасова К.Л., Нестеренко Т.В., Рубан Т.Г. / Под ред. К.Л. Тарасовой. -М.: Центр Гармония, 1993, 1995; _ М.: Виоланта, 1998.

Смнтез. Тарасова К.Л., Петрова М.Л., Рубан Т.Г. и др. - М.: Виоланта, 1999.

Играем в оркестре по слуху. Трубникова М.А. – М.: Центр Гармония, 1994.

Театр-Творчества-Дети. Сорокина Н.Ф., Миланович Л.Г. – М.: МИПКРО, 1995, - М.: Аркти, 1999.

Приобщение к истокам русской народной культуры. Князева О.Л., Маханева М.Д. – СПб: Детство-Пресс, 1998.

Природа и художник. Копцева Т.А. – М.: Интерпракс, ИХО РАО, 1997, 1999.

Конструирование и ручной труд в детском саду. – М.: Совершенство, МИПКРО – Пресс 1998. 1999.

Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи. Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. М., 1999.

 

 

Коррекционная работа с детьми

Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина. М.: Просвещение, 1993

«Программа обучения детей с недоразвитием фонематического строя речи» Филичева Т.Б., Чиркина Т.Г. «Школьная пресса», 2002

Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи, в условиях специализированного детского сада. Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. М., Министерство образования РФ МГЗПИ,   1991.

Подготовка детей к школе с недостатками речи П.А. Каше

При выборе методик обучения предпочтение отдается развивающим методикам, способствующим формированию познавательной, социальной сфер развития. Занятия с детьми, в основе которых доминирует игровая деятельность, в зависимости от программного содержания проводятся фронтально, подгруппами, индивидуально. Планируются комплексные и интегрированные занятия.

Продолжительность занятий определяется санитарно-эпидемиологическими требованиями к учебной нагрузке ребенка определенного возраста:

а) первая половина дня:

¨     ранний возраст (1-я младшая группа) – 1 занятие продолжительностью- 10 минут;

¨     младший дошкольный возраст (2-я младшая и средняя группы) – 2 занятия общей продолжительностью 30-40 минут;

¨     старший дошкольный возраст (старшие и подготовительные группы) – 3 занятия общей продолжительностью 75-90 минут.

б) вторая половина дня:

¨     ранний возраст (1-я младшая группа) – 1 занятие продолжительностью 10 минут;

¨     младший дошкольный возраст (2-я младшая и средняя группы) – 1 занятие продолжительностью 15-20 минут;

¨     старший дошкольный возраст (старшая и подготовительные группы) – 1 занятие продолжительностью 25-30 минут не более трех дней в неделю.

Это отражено в представленном учебном плане детского сада, целью которого является оптимизация педагогического процесса в рамках современной парадигмы образования, достигаемая через предельно точное определение интеллектуальных, физических и психоэмоциональных нагрузок для воспитанников каждой возрастной группы в течение недели.

Учебный план ориентирован на интеграцию обучения и воспитания, на   развитие воспитанников и состоит из следующих образовательных областей:

  • Развитие речи
  • Ознакомление с художественной литературой
  • Ознакомление с окружающим
  • Изобразительная деятельность (рисование, лепка)
  • Конструирование, аппликация, ручной труд
  • Физическая культура
  • Музыкальное развитие
  • Подготовка к обучению грамоте
  • Плавание

 

 Возрастные образовательные нагрузки.

 

1-я младшая группа

2-я младшая группа

средняя группа

старшая группа

подготовительная группа

Длительность условного часа (в мин)

10

15

20

20

30

Количество условных учебных часов в неделю

10

11

12

15

17

Общее астрономическое время занятий в неделю (в часах)

1.6

2.75

4,0

5.0

8.5

 

План образовательного курса

Образовательные области

1-я младшая группа

2-я младшая группа

средняя группа

старшая группа

подготовительная группа

количество в неделю

количество в неделю

количество в неделю

количество в неделю

количество в неделю

занятий

часов

занятий

часов

занятий

часов

занятий

часов

занятий

часов

 

Базовый образовательный курс

 

Развитие речи

 

1

0.16

0.5

0.12

1

0.33

1

0.33

1

0.5

Ознакомление с художественной литературой

0,5

0.08

0.25

0.06

0,5

0.16

0,5

0.16

1

0.5

Ознакомление с окружающим

0.5

0.08

0.25

0.06

0.5

0.16

0,5

0.16

1

0.5

Изобразительная деятельность

(рисование, лепка)

2

0.32

2

0.5

1

0.33

3

0.99

3

1.5

Конструирование, аппликация, ручной труд

1

016

1

0.25

1

0.33

2

0.66

1

0.5

Физическая культура

 

2

0.32

2

0.5

3

0.99

3

0.99

3

1.5

Музыкальное развитие

 

2

0.32

2

0.5

2

0.66

2

0.66

2

1.0

Развитие элементарных математических представлений

-

-

1

0.25

1

0.33

1

0.33

2

1.0

Подготовка к обучению грамоте

-

-

-

-

-

-

-

-

1

0.5

Плавание

 

1

0,16

2

0,5

2

0,66

2

0,66

2

1,0

Всего базового курса

10

1.6

11

2.73

12

4,0

15

5,0

17

 

8.5

 

                       

 

Двигательный режим в течение дня и недели :

Формы

работы

Возрастные группы

Всего в неделю

1-я мл.

2-я мл.

средняя

старшая

подготови-тельная

1-я мл.

2-я мл.я

средняя

старшая

подготови-тельная

Физкультурно-оздоровительная работа

Утренняя гимнастика

-

10

12

15

15

-

50

60

75

75

Физ-ые занятия

10

15

20

25

30

30

45

60

75

90

Подвижные игры на свежем воздухе

10

15

20

20

30

50

75

100

100

150

Спортивные упражнения

-

10

10

15

15

-

20

20

30

30

Спортивные игры

-

-

-

15

15

-

-

-

30

30

Школа мяча

-

7

10

15

15

-

14

20

30

30

Школа скакалки

-

-

7

10

15

-

-

14

20

30

Гимнастика после дневного сна

10

15

20

25

30

50

75

100

125

150

Плавание

-

-

20

25

30

10

30

40

50

60

Муз-ная ритмика

-

10

10

15

15

-

20

20

30

30

Всего:

130

299

394

545

655

Активный отдых

Физ-ный досуг

 

1 раз в месяц

Физ-ные праздники

 

2 раза в год

День

здоровья

1 раз в месяц ( все мероприятия, кроме сна и приёма пищи, выносятся на улицу)

Детский

туризм

2 раза в год (осень и весна)

 

 

Адаптация в детском саду

В пользе посещения ребёнком детского сада давно никто не сомневается. «Детсадовские» дети легче, чем домашние, адаптируются в школе. Быстрее обзаводятся друзьями, лучше чувствуют себя в коллективе. Но для того, чтобы детский сад пошёл малышу на пользу, взрослым необходимо помочь адаптироваться малышу в детском коллективе, т.е. приобрести новые навыки, направленные на создание для себя комфортной обстановки в новых условиях. Несмотря ни на что, малыш особенно в первые дни, находится в состоянии стресса.

При нормальной адаптации у ребёнка довольно быстро восстанавливаются поведенческие реакции (примерно через две-три недели) не отмечается задержки нервно-психического развития, он не болеет или болеет всего один раз, не более недели, без осложнений; увеличение длины и массы тела соответствует возрастным показателям.

Но случается и так, что адаптация проходит с осложнениями. Особую группу составляют дети из так называемых семей гиперопеки. Привыкшие быть в центре внимания взрослых, удовлетворяющих все его прихоти, они оказываются в детском коллективе в очень тяжёлом положении. Их поведенческие реакции с трудом нормализуются к третьему, то и к четвёртому месяцу пребывания в детском саду. Эти дети как правило часто и долго болеют. Основной причиной является состояние крайнего психоэмоционального напряжения.

Чтобы облегчить привыкание к детскому саду, существует ряд простых правил, следуя которым, ваш ребёнок будет чувствовать себя в детском саду как дома, где ему будет комфортно, уютно, весело.

В первые дни будьте вместе с ребёнком некоторое время.

Когда малыш попадает в детский сад, ему очень тяжело привыкнуть к тому, что рядом нет мамы. Поэтому первые дни в садике вы можете провести со своим ребёнком, т.о. ему будет легче привыкнуть к такой перемене.

Приводите ребёнка на несколько часов.

Первое время в детском саду малыш может проводить непродолжительное время. Это нужно для того, чтобы привычный ход жизни не менялся так резко. Постепенно приучайте его проводить время на новом месте без мамы.

Не опаздывайте, когда забираете ребёнка.

Когда приходит время забирать ребёнка из детского сада, нельзя опаздывать. Малыш может очень сильно испугаться, что вы не придёте совсем.

Не обещайте купить игрушку за то, что малыш будет в детском саду.

Это может обернуться тем, что ребёнок будет шантажировать вас.

Не ругайте его за не желаемое поведение в первые дни пребывания в детском саду.

В первое время пребывания в детском саду, ребёнок может вести себя не совсем правильно, но ругать его не стоит. Поймите, что для него это всё ново. Он ещё не знает, что плохо, а что хорошо. Поэтому вы должны просто разобраться вместе с малышом, почему он вёл себя таким образом.

Рекомендации  по воспитанию детей с синдромом дефицита внимания и с гиперактивностью.

 1. В своих отношениях с ребенком поддерживайте позитивную установку. Хвалите его в каждом случае, когда он этого заслуживает, подчеркивайте успех. Это помогает укрепить уверенность ребенка в собственных силах.

2. Избегайте повторения слов «нет» и «нельзя».

3. Говорите сдержанно, спокойно, мягко. (Окрики возбуждают ребенка).

4. Давайте ребенку только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он мог его завершить.

5. Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.

6. Поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующей концентрации внимания (например, работа с кубиками, конструктором, настольными играми, раскрашивание, чтение).

7. Поддерживайте дома четкий распорядок дня. Время приема пищи, выполнения домашних заданий и сна ежедневно должно соответствовать этому распорядку.

8. Избегайте по возможности скоплений людей. Пребывание в крупных магазинах, на рынках и т.п. оказывает на ребенка чрезмерное стимулирующее действие.

9. Во время игр ограничивайте ребенка лишь одним партнером. Избегайте беспокойных, шумных приятелей.

10. Оберегайте ребенка от утомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.

11. Давайте ребенку возможность расходовать избыточную энергию. Полезна ежедневная физическая активность на свежем воздухе - прогулки, бег, спортивные занятия (гимнастика, плавание, теннис, но не борьба или бокс, т.к. эти виды спорта травматичны).

12. Помните о том, что присущая детям с синдромом дефицита внимания гиперактивность хоть и неизбежна, но может удерживаться под разумным контролем с помощью перечисленных мер.

 

ДАВАЙ ПОЧИТАЕМ:

               Детская литература по зиме.

 Младший возраст (2-4 года):

Н.Саконская «Где мой пальчик?»,

П.Воронько   «Перчатки», «Есть в лесу под ёлкой хата»,

А.Блок «Зайчик»,

Л.Воронкова «Снег идёт»,

К Чуковский «Ёлка», Е. Ильина «Наша ёлка»

Русский фольклор: сказки «Снегурушка и лиса», «Снегурочка», «Рукавичка», «Лисичка-сестричка и волк», «Зимовье зверей», «Заюшкина избушка».

Средний возраст (4-5 лет):

Русский фольклор: сказки «Мороз, солнце и ветер», «Зимовье зверей»,

С.Дрожжин «Улицей гуляет» (из стихотворения «В крестьянской семье»),

С.Есенин « Поёт зима – аукает..», «Пороша»,

Н.Некрасов «Не ветер бушует над бором..»

(из поэмы «Мороз, Красный нос»,

И Суриков «Зима», «Детство»,

 Я.Аким «Первый снег».

С.Козлов «Зимняя сказка»,

З.Александрова «Дед Мороз», «Покормите птиц»

В.Орлов «Почему медведь зимой спит?»,

З.Александрова «Ёлочка»,

А.С.Пушкин «Зимний вечер»,

И Токмакова «Как на горке – снег…»,

Н.Саксонская «Где мой пальчик?»,
Ю.Коваль «Иней».

С.Маршак «Круглый год».

 Старший возраст (5-6 лет)

Русский фольклор:

песенки «Как на тоненький ледок…»,

 «Ты мороз, мороз, мороз…».

Сказки:

«Мороз Иванович», «Морозко», «Два мороза»,

«Лисичка-сестричка и серый волк», «Зимовье»

Поэзия: С.Есенин «Берёза»,
И Никитин «Встреча зимы»,

А.Пушкин «Зимний вечер»,

Ф Тютчев «Зима недаром злится»,

И.Суриков «Вот моя деревня»,

И.Бунин «Первый снег»,

Н.Некрасов «Не ветер бушует над бором…»

З.Александрова «Покормите птиц,,,»

Джеймс Крюк «Снеговик на маскараде»

Проза: А.Гайдар «Чук и Гек»(в сокращении),

С.Георгиев «Я спас Деда Мороза»,

Н.Носов «На горке»,

Л.Воронкова «Таня выбирает ёлку»,

Г.Снегирёв «Отважный пингвинёнок»,

П.Бажов «Серебряное копытце»,

С.Маршак «Двенадцать месяцев»,

В.Даль «Девочка Снегурочка»

Г.Х.Андерсен «Снежная королева», «Щелкунчик».

«Госпожа Метелица»,

В.Витка «Синица»,

В.Драгунский «Заколдованная буква».

В.Бианки «Лесные разведчики», «Синичкин календарь»,

«Где раки зимуют», «Заяц – косач, медведь и Дед Мороз», «По следам».

Я.Тайц «Коньки»

 Подготовительная группа (6-7 лет):

Русский фольклор: Календарные обрядовые песни: «Как на масленой неделе…», «Масленица, Масленица…», «Коляда, Коляда! А бывает Коляда…», «Как пошла Коляда…»

Песенки: «Зима пришла…».

Сказки: «Снегурочка», «Лисичка-сестричка и серый волк»,

Нанайская сказка «Айога», «Два мороза»,

В.Одоевский  «Мороз Иванович»,«Госпожа Метелица»,

С.Есенин «Берёза», «Пороша», «Поёт зима – аукает…»

К.Бальмонт «Снежинка»,

Е.Серова «Новогоднее»,

М.Лермонтов «На севере диком…»,
А.С.Пушкин «Зима! Крестьянин , торжествуя..»

из поэмы «Евгений Онегин»,

И Суриков «Зима»,

С.Чёрный «На коньках»,

Ф Тютчев «Зима недаром злится»,

Л.Квитко «Медведь в лесу»,

Д.Мамин-Сибиряк «Серая шейка»,

К.Ушинский «Четыре желания»,

Г.Снегирёв «Любопытные» (из книги «Про пингвинов»),

«Верблюжья варежка»,

Б.Житков «На льдине»,

П.Бажов «Серебряное копытце»,

А.Фет «Чародейкою Зимою…», «Зима недаром злится…»

Б.Брехт «Зимний разговор через форточку».

Ю.Коваль «Заячьи тропы», «Ух!»,

М.Клокова «Дед Мороз»,

О.Вациетис «Где живёт зима летом?»,

С.Топелиус «Сампо-Лопарёнок»,

С.Маршак «Лыжник»,

Н.Винокуров «Сквозь буран»,

Г.Скребицкий «На лесной полянке», «Зима».

В.Витка «Синица».

 Детская литература о защитниках Отечества

         для детей старшего дошкольного возраста.

А.Н.Нечаев. Илья Муромец. Былинный сказ.

Н.Богданов. Хорошая пословица. Рассказы.

А.С.Пушкин. Песнь о вещем Олеге.

М.Ю.Лермонтов. Бородино (отрывок).

А.В.Беляков. Через Северный полюс в Америку.

Моя Родина (Стихи, рассказы).

С.Маршак «Мы – военные» («Трубач», «Лётчик», «Тачанка», «Полковая кухня»), «Круглый год» («Февраль»).

З.Александрова «Дозор», «Майский праздник».

С.Сахарнов «Два радиста».

А.Барто «На заставе».

А.Митяев «Мешок овсянки», «Землянка», «Ракетные снаряды».

В.Маяковский «Это книжечка моя про моря и про маяк».

Л.Кассиль «Твои защитники», «Сапёры», «Катюша», «Про нашу пехоту», «Сестра», «Памятник советскому солдату».

Н.Дилакторская «Почему маму прозвали Гришкой?».

С.Баруздин «Шёл по улице солдат».

А.Гайдар «Поход».

Б.Житков «На льдине».

С.Алексеев «Первая колонна».

Н.Забила «Наша Родина».

Е.Благинина «Шинель», «Вставай», «Письмецо», «Подарок», «На печке», «Где она?», «Папе на фронт»,

«Баллада о добром свете», «Салют».

Буклеты «Города – герои».

Т.Белозёров «Майский праздник – День Победы»,

«Вечный огонь».

Н.Кончаловская «Наша древняя столица».

С.Алексеев «Рассказы о Суворове».

Г.Ходырев «У памятника», «Дозор» (сб. «Луговой цветок»).

М.Исаковский «У самой границы».